Лучшие советы, как быть менее похожими на себя и больше на тех мозговых гигантов, уровню которых мы завидуем
Планировать работать вплоть до самой сдачи
Нас, людей «последней минуты», крайне неправильно понимают. В течение моей студенческой карьеры, длящейся миллионы лет, я видела сотни учителей, кураторов и сокурсников, чьи брови поднимались так высоко, пока не начинали исчезать, когда я случайно оговаривалась, что да, я действительно закончила писать эссе за 20 минут до сдачи и надеюсь, что оно будет хорошим и без корректуры; да, я на самом деле шла спать, когда было написано 500 слов, рассчитывая написать остальные 2000 между 3 и 9 часами утра; да, я и вправду считала, что городской автобус будет отличным местом для составления библиографии. Для тех, кто этого не понимает, «последнеминутность» похожа на лень, неорганизованность и недобросовестность. На самом деле это, конечно, не так. Скорее это абсолютно другой способ мышления, при котором тебе необходимо давление ограниченного количества времени и расчёт на использование для работы столько времени, сколько имеется в распоряжении, вплоть до самой сдачи. Вы оканчиваете работу, приложив столько же усилий, как и кто-либо другой, но позже и, как это часто выходит, более неистово.
Проблема в том, что быть «человеком последней минуты» не столько означает быть ленивым или неорганизованным, сколько это может и действительно причинит тебе неприятности. Я могу упомянуть слишком много примеров, когда мне приходилось плохо оканчивать то, что было в фокусе моего внимания, потому что я планировала сделать слишком много и слишком поздно. Был случай, когда я захотела полностью переструктурировать эссе на 10000 слов за день до сдачи, когда ещё оставалось дописать 2000 слов, и я не успела расставить ссылки. Или когда я собиралась закончить часть курсовой работы на утро в день сдачи и проснулась с мигренью, будучи не в силах что-либо доделать. Или сотни раз, когда я отдавала работы с массой ошибок, которые я не заметила из-за того, что была слишком уставшей после бессонной ночи.
Если вы тот человек, который оканчивает работу в последнюю минуту, и, читая это, вы чувствуете внутреннюю досаду от всех ужасных работ, которые вы сдали, потому что всё вылетело в трубу в самый последний момент, то в таком случае вам может помочь данный трюк. Сделайте себе установку: иметь что-либо, что вы уже сможете сдать до 9 часов утра того дня, когда работа должна быть передана. Оно не должно быть идеальным, но обязательно законченным, написанным практически до конечного варианта, отформатированным, с выводами и ссылками. Если это подразумевает то, что вам придётся долго не спать или встать засветло, то пусть так и будет. Необходимые изменения вносите за день до конечного срока, но так, чтобы вышел завершенный вариант, готовый к сдаче.
Использовать кофеин в качестве ответа на все вопросы
Одна чашка кофе или даже Red Bull, выпитый в действительно безнадёжной ситуации, может демонстрировать чудеса, помогая вам обхитрить мышление и пронестись через неизмеримые объемы работы. Но, употребляя большее количество, вы не добьётесь существенной разницы и наоборот очутитесь в несосредоточенной, тревожной, шаткой и нездоровой путанице. Слишком много кофеина также вредит вашему сердцу и нарушает структуру сна.
Если вам трудно сосредоточиться или у вас возникает ощущение, что вы работаете через кирпичную стену усталости, постарайтесь делать больше упражнений – учёными было ещё и ещё раз доказано, что 30-минутная интенсивная нагрузка для сердца несколько раз в неделю творит чудеса с вашим настроением, сном и вниманием.
Работать всю ночь напролёт
Злобная сестра работы до последней минуты и передозировки кофе – ночное бдение, моя наименее любимая учебная опора из всех остальных. Мы все так делаем. К примеру, я так делала, наверное, сотни раз. Однажды я наблюдала, как солнце всходит и заходит, всходит и заходит опять на протяжении целой сессии в библиотеке (надо сказать, что это было зимой, когда солнце светит приблизительно только 7 часов в день, но всё же это было очень депрессивное событие).
Ночные бдения всегда выглядят блестящей идеей где-то в 6 часов вечера за день до того, как вы их осуществляете: у вас будут дополнительные 12 часов, которых нет в обычной жизни, без отвлекающих моментов, хоть при этом, вероятно, вам придётся есть и пить уйму низкокачественной еды и галлоны газированных напитков, чтобы не уснуть. Фактически, если вы собираетесь не спать всю ночь, вы, наверняка, можете вырваться, чтобы немного отдохнуть сейчас… Около 9 вечера, как только вы съели все ваши закуски, хорошо отдохнули и начали реализовывать то, «сколько вы должны были сделать» и «что вы бы делали более, чем что-либо другое», чувство самодовольной решимости начинает пропадать. К 12 часам, после третьей чашки кофе вы, может, и будете чувствовать себя хорошо, но около 2 часов ночи ваша голова будет заметно пульсировать, глаза будут налиты кровью, зудеть и в основном будут в полузакрытом состоянии. А к 4 утра вы уже будете находиться в усталом и голодном бреду, так что вы с трудом прочитаете слова, которые только что написали, не говоря уже о том, чтобы думать о новых. Когда вы перечитываете вашу работу на следующий день, тогда, когда уже слишком поздно, вы приходите в ужас от количества опечаток, ошибок в правописании и предложений, написанных в 6 утра, которые не несут никакого смысла и просто занимают место на вашей странице. Таким образом, если вы и можете работать на следующий день, то лично меня бодрствование ночами превращает в зомби как минимум на два дня.
Конечно, бывают неизбежные обстоятельства, когда часть работы занимает больше времени, чем предполагалось, либо что-то идёт не так в последнюю минуту. Но, если только вы не один из тех сумасшедших ночных «людей-сов», которые спят целый день и лучше всего работают в 3 часа ночи, не планируйте и не полагайтесь на ночные бодрствования. Они абсолютно ужасны и определённо не способствуют хорошей работе.
Учиться и одновременно находиться в социальных сетях
Да мы все так делаем, когда у нас есть большой объём работы и мы знаем, что она займёт больше, чем несколько часов сосредоточенных усилий. Тогда мы хотим сделать этот процесс настолько забавным, насколько это возможно. Есть много разных способов, как этого добиться: либо планировать встречи с людьми, чтобы что-то перекусить или выпить кофе, таким образом, поделив свой день на части; либо дочитывать конспект, сидя на солнце, а не в библиотеке; либо идти в библиотеку с другом и прерывать работу каждые несколько минут, чтобы поболтать; либо одновременно работать и сидеть в Твитере или Фейсбуке, одновременно проводя свою академическую и социальную жизнь за одним и тем же письменным столом.
По моему личному опыту, последние два способа обойти работу всегда являются ошибкой. Говоря научно-популярным языком, наши мозги функционируют на двух разных уровнях. Первый уровень, на котором мы обычно думаем, является быстрым, инстинктивным, эмоциональным и всегда побуждает нас к действию в ответ на наше окружение – так мозг нам помогает прожить день с тем, чтобы нас не сбила машина или не съел лев. Но человеческий ум также может функционировать более медленным, логичным и совещательным способом, забирая время для принятия решений, добиваясь более серьёзных ответов и, что является ключевым моментом, позволяя творчески мыслить. Это и есть та система мышления, медленная, творческая и логичная, которую мы должны стремиться использовать во время работы, будь это ряд математических задач или процесс написания чего-либо. И, для того чтобы запустить эту систему, решающим фактором является отстранение от развлечений и мелочей, которые приводят в действие наши инстинктивные реакции.
Находиться вместе с друзьями или сидеть в Фейсбуке может показаться хорошим способом сделать работу менее стрессовой и более забавной, но это будет мешать сосредоточиться и действительно добраться до сути вопроса. Это означает, что вам понадобиться больше времени для того, чтобы решить определённые задачи, причём окончательные решения будут худшего качества. Постарайтесь работать одному, без развлечений, по 3-4 часа сразу и вы будете удивленны тем, как много вы сделали, насколько лучше ваша работа и насколько больше времени вы тратите на те вещи, которые действительно хотите сделать.
Работать в своей спальне
Работать в своей комнате сначала кажется хорошей идеей: это приятно и удобно, можно легко достать чай или закуски и даже не нужно быть сильно одетым. Но, как по мне, это и есть рецепт для развлечения: либо это отчётливый призыв съесть что-то вкусное в холодильнике, побуждающий нас делать перерывы каждые 5 минут, либо соблазн посмотреть телевизор, либо осознание того, что мне именно сейчас вправду надо постираться – лично я всегда нахожу дома причины для того, чтобы отвлечься. Более того, день, проведённый взаперти в одной комнате, когда вы никого не видели и многого не добились, может оставить вас в одиноком, стрессовом состоянии, а это значит, что в конце дня вам будет трудно отключиться и отдохнуть в той же самой комнате. Нет уж, куда надо идти, так это в библиотеку.
Игнорировать проблемы
Если вы не понимаете, не можете освоить что-то и у вас даже нет ни малейшего понятия, как это начать, то вам может показаться, что вы единственный человек в мире, у которого это не получается. Раньше я целыми неделями сидела на уроках математики и естествознания, не понимая, что происходит, и записывала что-то наобум для создания видимости, что слушаю, в то время как блуждала в своих фантазиях, в которых пыталась тяжело стукнуть мою соседку графическим калькулятором по голове (она поднимала руку, чтобы ответить на каждый вопрос без исключения) и противно хихикала, если она вдруг неправильно отвечала.
В те тёмные «естествоведческие» дни я не понимала, что не важно, насколько ты усерден или умён – каждый борется время от времени с какими-то темами или понятиями. Абсолютно никто не может понять абсолютно всё с первого разу, как он это услышал. То, что действительно делает из тебя успешного студента, так это то, как ты справляешься с тем, что для тебя трудно. Вместо того, чтобы игнорировать тяжелые темы, фокусируясь на том, какие они из себя, и грустно заявлять, про отсутствие «математических мозгов», лучшие студенты идентифицируют проблему и справляются с ней на начальной стадии. Если они что-то не улавливают в классе, они в тот же день идут домой и дочитывают свои заметки, учебник или конспект, они просят учителя или друга объяснить им ещё раз, так чтобы проблема не усугублялась, разрастаясь и вызывая больший стресс, а значит и чтобы впоследствии они не стали не понимать ещё больше.
Ограничиться работой в классе
Когда вы были моложе, послушать урок в классе, сделать домашнее задание, а также иногда немного подготовиться к контрольной работе то там, то сям было, вероятно, достаточным для того, чтобы гарантировать вашу блестящую успеваемость. Но по мере того, как вы взрослеете и начинаете специализироваться, создаётся впечатление, что всё вокруг вдруг становиться более и более сложным, а учителя и кураторы будто используют уроки для того, чтобы метать в вас огромным количеством информации и охватить всё на свете за небольшой промежуток времени, ожидая, что вы уйдёте и будете продолжать работать самостоятельно.
Начиная с последних лет школы, ваш успех будет сильно зависеть от того, закрепляете ли вы выученный материал по ходу, сменяя парадигму доверия учителям и урокам на то, чтобы быть более самостоятельным и уделять внеурочные часы для того, чтобы удостовериться, всё ли вы поняли. Это жутко звучит, но в действительности не является очень трудным, если вы это делаете регулярно. Уделите один или несколько часов в конце недели, чтобы дочитать записанный конспект и важные главы в вашем учебнике, набросав некоторые вопросы, которые вы хотите спросить, а также разобрать всё, что вы не понимаете, с вашим учителем или с книгой и попрактиковать трудные для вас моменты. Это не только исключит пробелы в ваших знаниях, появляющиеся в процессе учёбы, но и будет предполагать, что к тому времени, как вы соберётесь повторять, у вас будет добротный, полный конспект, и вы сможете всё эффективно повторить за один раз!
Впадать в стрессовое состояние в случае провала
Даже лучшие студенты иногда проваливаются, попадают впросак, делают ошибки в контрольных работах или сдают части работ, которые терпят полный крах. Но как раз в силу того, что эти студенты склонны хорошо учиться, они часто достаточно уверены в возможности допустить случайные ошибки, относясь к этому спокойно и осознавая тот факт, что написать плохо одно или даже целый ряд эссе, не исключает их возможности написать хорошо его в следующий раз.
Если вы провалились один или несколько раз, или даже целый год подряд, самой ужасной вещью, которую вы можете сделать, так это позволить умереть своей уверенности и перестать стараться. Наоборот, скажите себе, что вы настолько же способны, как и кто-либо другой, узнайте у своего учителя, в чём же действительно была проблема, и работайте над исправлением этой ошибки на следующий раз. Возможно, вы потом ещё раз потерпите неудачу, но это не должно вызывать у вас стресс. Когда вы делаете ошибку и выносите из этого урок, вы часто лучше понимаете, как достигнуть успеха, чем если бы вам посчастливилось сорвать джек-пот с первого раза.